ОТВЕТСТВЕННОСТЬ —  КАК КРИТЕРИЙ ИДЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ

 

Иргашева З. Сирожов О.

Ташкентский химико-технологический институт, Узбекистан

 

Responsibility — as a criterion for the ideological education of youth

Масъулият- ёшларни ғоявий тарбиялашнинг мезони сифатида

 

Ответственность есть одна из норм – признаков идейной воспитанности. Она есть также правильное осознание человеком сути возложенных на него задач и обязанностей. Ответственность – это следствие выполнения или невыполнения их. В ответственности заложена степень намерения в процессе реализации возложенных на человека задач.

Личную ответственность надо отличать от гражданской ответственности. Если первое предполагает личную заинтересованность от повседневной деятельности, то второе – общественные интересы. Человек с чувством гражданской ответственности, прежде всего, заботится о процветании своего трудового коллектива или учебного заведения, махалли и страны. Для граждан независимого  Узбекистана главной целью является служение процветанию Родины, мира в стране и благополучия народа, смысл и содержание гражданской ответственности каждого должно быть нацелено реализации этих идей.

Согласно теории, широко распространенной в последние годы на Западе, люди с точки зрения ответственности подразделяются на две категории. Первая ответственными за все происходящее вокруг считают только самих себя. («Ответственным за все являюсь лично я сам. Моя жизнь и мои достижения зависят только от меня самого, поэтому я в ответе за себя и за свою семью»). А те, кто относятся ко второй категории, полагают, что все происходящее зависят от внешних факторов, других – родителей, учителей, коллег, начальства, знакомых, соседей и т.д.

Как показали исследования, ответственность второго типа во многом присуща подросткам, почти 84 процента которых склонны возложить ответственность на других лиц. Американский ученый Дж.Роттер на этой основе научно обосновал понятие «локус контроля». По его мнению, у ребят, привыкших брать ответственность на себя,  редко встречаются такие черты, как беспокойство, нейротизм, нервозность, злоба. Они не следуют за кем попало, и многое решают по-своему.

Известно, что разные поколения людей имеют отличия в эмоциях, стиле мышления, по арсеналу знаний и навыков. В процессе формирования зрелой личности важное место занимают обучение и воспитание. Тем самым формируется духовный облик, степень осознания самого себя, делается оценка пользы или вреда предпринимаемых действий и т.п.

К принципам воспитания социальной ответственности молодёжи мы относим принцип «взаимной ответственности и ответственной зависимости», принцип эмпатийного взаимодействия, принцип социального закаливания, принцип стимулирования нравственной самооценки. Принцип формирования достаточной компетенции, принцип дилеммности, принцип осознания последствия поступка.

Отношение к ответственности зависит от многих факторов — и от преподнесения ее, и от состояния человека, и от его взглядов и ценностей.  Если ответственность — это груз, который надо нести, то кто решит, кому нести этот груз? Ответственность человек может взять сам. Если человек не берет ее сам, на него ее могут возложить другие. Если решение нести груз ответственности твое, ты взял на себя ответственность. Тогда ответственность — это готовность отвечать. Если груз на тебя повесили другие, на тебя возложили ответственность.Тогда ответственность — это необходимость отвечать. Фиксируется — чувством вины. Отношение к ответственности — различно, у кого-то ответственность вызывает гордость, у других — ощущение тоски и несвободы.

От чего это зависит? Чаще всего это складывается в детстве. Если ответственность преподносят ребенку как предмет гордости, как показатель его уже взрослости и доверия к нему — отношение к ответственности будет самое положительное. Если же ее преподносят как тяжесть, как неприятную необходимость, она так видеться и будет.

Существует старинное правило: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд. Это называется — «ответственность за результат». Готовность жизнью платить за результат — показатель высокой меры ответственности. Ответственность — это мощный инструмент изменения качества жизни и действенное средство формирования в своей жизни желаемых событий. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии — воспитать.

На самом деле, всякое воспитание, по своей цели и сути, имеет идейное содержание. В здоровом обществе процесс воспитания в семье, детсаде, махалле, школе, колледже, лицее, университете или академии, на производстве должен направляться на совершенствование духовного мира людей, на обогащение их знаний, на формирование качеств, необходимых для расцвета общества, в котором они живут. Человек или группа или народ, общество в целом не могут существовать без идеологии. В здоровом обществе не допускается насильственное насаждение идеологии одной социальной группы (политической партии, общественного движения). В стране, где допускается такое насаждение, появляется догматизм, исчезает многообразие мнений, что приводит к духовному обнищанию масс.

Цель здорового идейного воспитания – формирование у каждого члена общества, социального слоя или группы преданности добродетельным идеям, сознания и чувства ответственности реализацию благородных целей, формирование идеологического иммунитета к чужим и вредным идеям.

 

blog lam dep | toc dep | giam can nhanh

|

toc ngan dep 2016 | duong da dep | 999+ kieu vay dep 2016

| toc dep 2016 | du lichdia diem an uong

xem hai

the best premium magento themes

dat ten cho con

áo sơ mi nữ

giảm cân nhanh

kiểu tóc đẹp

đặt tên hay cho con

xu hướng thời trangPhunuso.vn

shop giày nữ

giày lười nữgiày thể thao nữthời trang f5Responsive WordPress Themenha cap 4 nong thonmau biet thu deptoc dephouse beautifulgiay the thao nugiay luoi nutạp chí phụ nữhardware resourcesshop giày lườithời trang nam hàn quốcgiày hàn quốcgiày nam 2015shop giày onlineáo sơ mi hàn quốcshop thời trang nam nữdiễn đàn người tiêu dùngdiễn đàn thời tranggiày thể thao nữ hcmphụ kiện thời trang giá rẻ